Металлические души: как вдохнуть жизнь в груду металлолома и превратить капкан в лягушку

- Не так давно мне довелось реанимировать петуха. У него практически отвалилась голова, видимо, неосторожно задели - и вот уже она повисла, словно отрубленная. Пришлось ее аккуратно приваривать на место. Так что эти ребята только на вид такие неубиваемые, а на самом деле - очень хрупкие.

Центр кластерного развития Смоленской области
г. Смоленск, ул. Энгельса, д. 23 офис 204
+7 (920) 661 18 67

Металлические души: как вдохнуть жизнь в груду металлолома и превратить капкан в лягушку

- Не так давно мне довелось реанимировать петуха. У него практически отвалилась голова, видимо, неосторожно задели - и вот уже она повисла, словно отрубленная. Пришлось ее аккуратно приваривать на место. Так что эти ребята только на вид такие неубиваемые, а на самом деле - очень хрупкие.

Все это время вышеуказанный петух пристально смотрит на меня своими стальными глазами-шайбами. А я не менее пристально смотрю на него и не могу поверить, что такую ни на что не похожую, изящную и элегантную птицу можно собрать из саморезов, пружин и прочих никому уже не нужных металлических отходов. Вернее, практически никому: в руках смоленского скульптора Александра Ларюцкого они в прямом смысле этого слова обретают вторую жизнь.

Поделись улыбкою своей

Но вернемся к нашим петухам. Свой второй шанс эта крепко стоящая на металлических ногах птичка получила благодаря необычному клюву. «В прошлой жизни эта деталь стояла на сельскохозяйственном комбайне и помогала ему обрабатывать землю, - рассказывает Александр. – И вот попала ко мне в руки. Я взял ее, покрутил и понял, что это – клюв. Ведь как рождается образ новой скульптуры? Берешь в руку какую-нибудь интересную вещь, прикладываешь к ней пару глаз-шайб – и вот уже на тебя смотрит какое-то существо. И дальше уже словно сами собой «нарастает» тело, лапы, плавники… Но начинается все именно с глаз, ведь это - самое главное: как только у скульптуры появляются глаза, она обретает душу».

Исходный материал для создания своих скульптур Александр берет на пунктах приема металла. Человеку непосвященному даже трудно представить, какие «сокровища» порой можно найти среди груды бессмысленного лома! Сломанные запчасти от сельскохозяйственной техники, медицинские инструменты и даже старинные швейные машинки – все эти ненужные им более предметы люди готовы обменять на куда более полезные купюры, в то время как Александр платит деньги за возможность пополнить свой техносад очередным железным существом.

Как только у скульптуры появляются глаза, она обретает душу

«Попали ко мне как-то несколько капканов, больших и маленьких. Я сразу понял, что из них могут получиться замечательные лягушки. Поставил их на лапки, добавил высунутый язык – деталь от бывшего механизма сувальдного замка. Даже текстуру бугристой кожи я постарался передать – приварил на спину моей амфибии ролики, чтобы по ощущениям стало похоже на настоящую лягушку. Так и получилось, что предмет, прежде вызывавший лишь боль и страх, теперь ассоциируется исключительно с улыбкой».

Случается и так, что человек даже не доносит свою металлическую ношу до пункта назначения. Завидев в руках ничего не подозревающего человека интересную или необычную вещь, скульптор вполне может перехватить такую деталь еще на подходе к пункту. А порой необычные предметы попадают к Александру совсем другим путем.

«Сломалась как-то у меня машина. Оставил я ее в автосервисе и пошел назад пешком. Смотрю – а передо мной на дороге лежит коровий череп. Конечно же, я не мог пройти мимо! Так у меня родилась идея соединить живой и неживой мир, объединив череп с металлическими деталями. Посадил череп на станину, и уже вокруг нее начал добавлять остальные детали. Глаза – запчасти от коробки передач; попались сразу две, так часто бывает, как будто нужные детали сами идут мне в руки. Один рог – металлический крюк, второй – та же деталь от комбайна, что красуется на месте петушиного клюва. Добавил боковые габариты от фуры, автомобильный сигнал – и получился светильник. Причем совсем не страшный».

В ответ на мой вопрос о том, как он понимает, что гаечному ключу или сельскохозяйственному орудию место именно здесь, на лапах или в хвосте, Александр лишь пожимает плечами. «Не знаю, это как-то само собой происходит. Я просто понимаю, что должен поставить это здесь, а подходящие детали нередко сами идут мне в руки».

Дельфин и Собака

Рассматривать и буквально «разбирать по косточкам» скульптуры Александра можно очень долго. И при этом каждый раз заново удивляться тому, как в, казалось бы, привычных вещах он сумел увидеть новое, нестандартное предназначение. Не ограничиваясь при этом исключительно внешним сходством: каждую часть тела будущего животного он старается подобрать со смыслом. «Плавник для акулы я нашел в поле: видимо, это деталь, которая раньше помогала резать землю, сломалась прямо во время работы, и ее тут же выбросили. Острые зубы достались ей от чесалки для льна, а хвостовой плавник – обычные кусачки. У нее даже жабры есть: специальные помпы для перекачки воздуха».

Своим творениям Александр не дает имен. Просто акула, дельфин, лягушка, мышь. А началось все с просто Собаки. Правда, чаще ее почему-то называли Волком. Первую скульптуру смолянин сделал из старой паяльной лампы. Нельзя сказать, что первый блин у Александра получился комом. Собака вышла очень даже неплохая, многим она нравилась, обращала на себя внимание. Это-то ее, пожалуй, и сгубило: одной не очень прекрасной ночью Собаку, которая в то время несла службу недалеко от трассы M1, увезли в неизвестном направлении. Неприятно, конечно, но Александр философски воспринял сей факт как своеобразный комплимент. «Видимо, очень сильно она человеку понравилась, раз уж он даже на кражу решился».

Впрочем, грустить о пропавшем четвероногом друге времени не было. Единожды попробовав своими руками собрать необычную скульптуру, Александр уже не мог остановиться. Сделал еще одно металлическое животное, затем – следующее, а потом попал в подмосковные Люберцы, в местный автосервис. Именно там, на лестнице, ведущей на второй этаж, Александр увидел необычную инсталляцию: выполненных из металла мужчину и женщину, причем в руках у мужчины был изящный цветок. «Пожалуй, это был переломный момент, - вспоминает скульптор. – Именно тогда я понял, что из железяк можно создавать не только простые, даже примитивные вещи, но и настоящие произведения искусства. Это очень сильно впечатлило и вдохновило меня».

Из металла можно создавать не только примитивные скульптуры, но и настоящие произведения искусства

Эта поездка и стала первым шагом к появлению на свет уникального металлического зоопарка. Однако две наиболее впечатляющие работы Александра, которые мы увидели в его мастерской, к живой природе не имеет никакого отношения.

«Был у меня заказ – сделать для одного из смоленских ресторанов скульптуру-мотоцикл. Получилось очень необычно, с паутиной и другими интересными деталями. Но, когда работа над этим проектом была завершена, мне захотелось сделать еще один мотоцикл, но уже совсем в другом направлении, в эдаком русском стиле, жесткий и брутальный. Разрезал двигатель от холодильника и создал имитацию движка советского мотоцикла «Урал», вместо передней вилки добавил раздвижной механизм от фотоувеличителя, а «лицо» будущей машины украсил обычной царапкой, которую легко найти в арсенале каждого дачника. К слову, последняя очень органично вписалась в образ. Мне хотелось, чтобы каждая деталь этого мотоцикла была со смыслом, была близка и понятна русскому человеку, передавала наш своеобразный русский дух».

Именно благодаря русскому духу в мотоцикле нашло место для таких предметов как «кенгурятник» от Нивы (из него вышли отличные задние трубы), лазы для столбов (задняя подвеска), советская кирка (заняла место заднего крыла), металлический плуг (как шутит Александр, для того, чтобы «распахивать» двойную сплошную), гильза от немецкого снаряда (задняя фара) и даже настоящая швейная машинка, припрятанная глубоко внутри удивительного механизма. Конечно, прокатиться на таком мотоцикле при всем желании не получится, а вот сфотографироваться на память – легко! Ведь Александр и тут все продумал: для того, чтобы оседлать «железного коня» было сподручно и взрослым, и детям, скульптор добавил в конструкцию машину подвижный руль, который легко регулируется в зависимости от роста человека.

Ты Сара Коннор?

И все же первое, на что обращаешь внимание, переступив порог этой удивительной мастерской – это не уникальный зоопарк, не фантастический светильник и даже не мотоцикл. Среди крылато-водоплавающего зверинца гордо возвышается двухметровый гость из будущего с внушительного вида «пушкой» наперевес. «Т-800» - скажете вы, взглянув на фотографию гиганта. «Просто Терминатор» - ответит вам его создатель, даже не отрицающий прямой связи своего творения с культовыми картинами Кэмерона. Робот-терминатор в исполнении Александра Ларюцкого – это примерно двести килограмм железных «мышц», загорающиеся красным огнем глаза и, как и положено универсальному солдату будущего, целый арсенал мощного вооружения.

«Если честно, изначально я планировал сделать еще один мотоцикл, но уже в процессе работы понял, что на этот раз получится нечто совсем иное. То, что это будет именно терминатор, стало ясно в тот момент, когда я распилил двигатель от холодильника и увидел глаза. Сердцем робота стал газовый редуктор, так что можно смело утверждать, что мой терминатор – экологически чистая машина. Вообще, если присмотреться, становится понятно, что терминатор у меня тоже получился с русским характером. В нем много элементов, напоминающих о войне, например, рубашки от гранат, гильзы, детонаторы от минометов и рожок от настоящего автомата Калашникова. Ноги получились из карданов от «газели», а башмаки – из разрезанной трубы 225 диаметра. Основой для грудной клетки послужил обычный распредвал, а на место ребер прекрасно встали рычаги (скорей всего, от ауди). Необычными получились и пальцы: тут можно увидеть и автомобильные шаровые, и победитовые наконечники, которые используются в бурильных инструментах, и кусок газового ключа. Нашел я применение и большим ключам, на 46 и 52. Сейчас такие уже практически никому не нужны, а здесь смотрятся очень органично».

Арсенал у смоленского терминатора тоже весьма внушительный: как-никак, статус робота из будущего просто обязывает к ношению необычного оружия. Прежде всего в глаза бросается огромный миномет, который робот держит в руках, основой для которого послужила рулевая рейка от «фольксвагена поло». При необходимости робот может пустить в ход и грозные гранаты будущего – металлический блок с нанизанными на него подшипниками. Еще одну футуристичную «пушку» можно разглядеть у правого бока терминатора, правда, описать ее словами вряд ли получится, ее нужно видеть своими глазами.

«Я очень часто сталкиваюсь с тем, что скульпторы, работающие в стиле стим-панк, создают весьма эффектные, но слишком уж экстравагантные на вид вещи, - делиться с нами Александр. – На такое оружие посмотришь и сразу понимаешь: эта штука если и заработает, то лишь в далеком-далеком будущем. А мне нравится делать такое оружие, при одном взгляде на которое сразу можно сказать: да, эта штука точно может стрелять. Реализм мне нравится. При этом, конечно, ни один из созданных мною транклюкаторов не является боевым орудием».

Живопись в металле

Семья и творчество – вот два главных аспекта жизни любого творца, которые неизбежно вступают в противодействие. Давайте рассуждать логически: на создание терминатора у Александра ушло практически три месяца, а стандартная анималистическая скульптура отнимает несколько недель жизни. Ну как может относиться к такому положению делу любая женщина, супруг которой львиную долю свободного времени проводит в гараже в компании сварочного аппарата? Самый очевидный ответ – не очень хорошо, однако и здесь жизнь смоленского скульптура весьма далека от очевидных решений.

«Моя жена и сама – очень творческий человек, закончила художественно-графический факультет, всегда принимает самое деятельное участие в создании новых работ, готова подсказать и посоветовать. Порой я к ней прислушиваюсь, порою нет (смеется). В любом случае, она – моя главная муза».

Моя жена - моя главная муза

Куда больше внутрисемейных конфликтов реализации творческих замыслов смоленского скульптора мешают…коммерческие заказы. Работы Александра Ларюцкого пользуются спросом далеко за пределами родного города: например, того же терминатора изначально делали на заказ для одного из столичных баров, но по техническим причинам двухметровый робот пока что так и не покинул стены родной мастерской. Самая прибыльная статья доходов на сегодня – производство миниатюрных скульптур (оружия, мотоциклов и так далее), которые становятся отличным и оригинальным подарком. А вот большие фигуры находят своего владельца совсем не так быстро, как того хотелось бы их создателю. Например, упомянутую выше акулу Александр никак не может пристроить вот уже на протяжении четырех лет.

«Коммерческие заказы – это, несомненно, очень хорошо; с их помощью я могу покрыть свои расходы на материалы и сопутствующие траты. К примеру, за год я нажигаю электроэнергии как хороший автосервис, практически 18 000 рублей заплатил. Однако такие заказы обязывают, а мне хочется творчества, самовыражения. В последнее время меня заинтересовало создание картин из металла. Это совершенно новое для меня направление, пока что получилось всего пара работ, но мне очень интересно посмотреть, что из этого может получиться в дальнейшем. Все-таки в создание картин ты вкладываешь совершенно иной смысл, здесь на первый план выходит уже не форма, а содержание. Конечно, смотрятся они странно и для большинства смолян не совсем привычно».

Близость Нового года тоже оказала на смоленского скульптора свое влияние. «В преддверии новогодних праздников я хочу попробовать сделать металлических снеговиков, - делится с нами планами Александр. – Первое, что мне сейчас приходит на ум – это шарики от подшипников, а что получится в итоге – поживем-увидим. Быть может, это будут даже не отдельные фигуры, а целые композиции. Мне вообще хочется создавать что-то доброе, красивое. Так и хочется сказать некоторым стим-панк-коллегам: ребята, может, хватит уже черепов, ножей и прочей агрессии, давайте жить мирно!». (на момент публикации первые снеговички уже были готовы, так что можем представить их на суд наших читателей - прим.автора)

           

 

P.S. К слову, все желающие насладиться работами Александра не на фотографиях, а вживую, могут найти металлических стрекоз, сов и лягушек в салоне мебели «Фаворит» на Краснинском шоссе – именно там сейчас проходит импровизированная выставка скульптора. А при желании можно просто прогуляться по городу: руками Александра создана необычная лавочка у фонтана в парке Блонье, Генератор идей напротив малярного центра Derufa и, конечно, тот самый мотоцикл на территории RestPark Кам'Ин. 

Текст: Анастасия Голикова

Фото: Александр Губарев

Читайте также

© Центр кластерного развития Смоленской области

WebCanape - разработка сайтов и SEO-продвижение