К спасателям – вперед! Смоленские пожарные машины спасают жизни по всей стране

Какой автомобиль первым придет на ум, если попросить вас представить себе самую узнаваемую машину в мире? Практически наверняка это будет не отмеченная ладьей продукция отечественного автопрома, не породистый «немец» или первым сошедший с конвейера «американец» и даже не бэтмобиль. Автомобилей вокруг с каждым годом становится все больше и больше, но лишь немногие при каждой встрече заставляют нас оборачиваться им вслед и провожать взглядом удаляющуюся под звук сирен «фигуру». Именно к таким транспортным средствам относится пожарная машина, красно-белая масть которой одновременно внушает и радость, и тревогу. 

Центр кластерного развития Смоленской области
г. Смоленск, ул. Энгельса, д. 23 офис 204
+7 (920) 661 18 67

К спасателям – вперед! Смоленские пожарные машины спасают жизни по всей стране

Какой автомобиль первым придет на ум, если попросить вас представить себе самую узнаваемую машину в мире? Практически наверняка это будет не отмеченная ладьей продукция отечественного автопрома, не породистый «немец» или первым сошедший с конвейера «американец» и даже не бэтмобиль. Автомобилей вокруг с каждым годом становится все больше и больше, но лишь немногие при каждой встрече заставляют нас оборачиваться им вслед и провожать взглядом удаляющуюся под звук сирен «фигуру». Именно к таким транспортным средствам относится пожарная машина, красно-белая масть которой одновременно внушает и радость, и тревогу. 

Уникальный до последнего винтика

Мало кто из смолян знает, что именно в Смоленске разрабатывают и собирают пожарную спецтехнику, которая, встав на колеса, разъезжается тушить пожары и спасать людей по всей стране и даже за ее пределами. Более полсотни видов и несколько сотен различных модификаций пожарных и специальных автомобилей сегодня создаются на заводе НПО «Роспожснаб». Причем смоленские автомобили не только помогают в борьбе с огнем; им доверяют встречать глав государства в аэропортах и охранять дальневосточных леопардов.

Впрочем, нужно ли удивляться тому, что большинство горожан даже не слышали о таком заводе? Рекламу предприятия не увидишь в журналах и по ТВ, ведь основные клиенты здесь – государственные и силовые структуры. Да и сам завод расположен в стороне от крупных жилых комплексов и мест массового скопления смолян, практически на «задворках» Промышленного района. А ведь завод успешно трудится на смоленской земле вот уже больше десяти лет! Но, если бы не выделяющийся белыми буквами на красном фоне логотип предприятия, мы бы тоже прошли мимо не примечательной с виду постройки. К счастью, мы знали, где искать наших героев..

Официально «Роспожснаб» именуется «заводом», а на деле предприятие, способное за год собрать и оснастить всем необходимым сотню пожарных машин, очень компактно и размещается едва ли не в одном весьма скромном по промышленным меркам помещении.

Так что, едва переступив порог, попадаешь в самое сердце производства. Вокруг – станки, замершие на разной стадии готовности автомобили и ожидающие своего часа детали. Над головой – специальные кронбалки, позволяющие перемещать изделия по территории завода. А где-то в глубине цеха виднеются очертания металлических конструкций, внешне напоминающие остов гигантского кита – наборная стапель для подготовки надстроек.

«Сегодня мы создаем спецтехнику на полной линейке шасси Урал, ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ и других производителей, - рассказывает нам генеральный директор предприятия Юрий Война. – Причем делаем это буквально с нуля, начиная от проектирования и разработки будущего автомобиля и заканчивая установкой необходимого набора пожарно-технического вооружения. Повторить такую машину на другом предприятии практически невозможно, ведь мы проектируем не только саму спецтехнику, но и оснастку, при помощи которой она собирается».

Ложка дегтя

Казалось бы, такое уникальное предприятие просто обречено на успех. Однако на деле все, как всегда, обстоит гораздо сложней. Максимальная численность работников завода в самый «хлебный» сезон достигает 30 человек, причем вероятность того, что человек покинет свое место, соблазнившись более высокой зарплатой на других смоленских предприятиях, весьма высока. По словам генерального директора, развиваться и повышать заработную плату своим сотрудникам «Роспожснабу» мешает банальная причина – отсутствие финансовых средств.

«Сегодня практически никто не работает по предоплате, соответственно, выполнить полученный заказ мы должны полностью за свои деньги, - говорит Юрий Георгиевич. – Я пробовал обращаться за кредитом в смоленские банки, но во всех нам ответили отказом. Вот и приходится распыляться, занимаясь ремонтом фур и грузовиков, чтобы банально заработать деньги. Хотя это время мы могли бы потратить на создание новых машин или разработку новых технологий».

Несмотря на это, лучшие умы предприятия не сидят без дела, с завидной регулярностью внося усовершенствования в и без того пользующиеся большим спросом автомобили. Например, пускают вдоль корпуса машины специальную влагозащищенную светодиодную ленту, что позволяет заметно сократить расход энергии. Или разрабатывают новый вид межпланкового уплотнителя для шторных дверей, которому не страшен даже самый суровый зимний мороз.

От железа до пластика

Создание совершенно новой пожарной машины у сотрудников завода «Роспожснаб» займет примерно месяц. Собрать уже опробованный в производстве автомобиль – примерно две недели. Чем крупнее партия заказанных автомобилей, тем быстрей движется работа, для удобства организованная по принципу конструктора «лего»: есть общие платформы и узлы, на которые собирается нужная заказчику комплектация.

Материал будущего автомобиля тоже может быть разным. На смоленском предприятии работают не только с черным железом и «нержавейкой», но и используют алюминий и даже пластик. Последний, к слову, при производстве пожарных автомобилей большая редкость, ведь для работы с ним требуется специальное оборудование. К тому же на смоленском заводе предпочитают не варить металл, а соединять детали будущего автомобиля при помощи клея; это значительно снижает риск того, что в будущем машина пострадает от коррозии.

«Конечно, выбор того или иного материала прежде всего зависит от финансовых возможностей заказчика, - рассказывает Юрий Война. – Этот же фактор определяет и внутреннее наполнение автомобиля, ведь стоимость пожарного вооружения порой в разы превышает стоимость внешнего «железа». Каждый заказчик высказывает свои пожелания, поэтому абсолютно одинаковых пожарных машин практически не бывает. Можно сказать, что мы осуществляем индивидуальный «пошив» для каждого «клиента».

Прежде чем выпустить готовый автомобиль на российские дороги, в «Роспожснабе» при помощи специальной программы проверяют, как поведет себя машина в той или иной экстремальной ситуации.

Сомневаться в достоверности подобного виртуального краш-теста не приходится, ведь он учитывает все характеристики конкретного автомобиля и заданных условий. Также в проект каждого своего «творения» сотрудники завода закладывают два важных свойства – ремонтопригодность и вандалостойкость. Проще говоря, автомобиль создается таким образом, чтобы его при необходимости можно было починить буквально «на коленке», а хулиганы и прочие любители испортить чужое имущество не могли нанести ему серьезного вреда.

«За последние десятилетия все пожарные машины заметно прибавили в длине и высоте, - отмечает Юрий Война. – Соответственно, они способны увезти больше воды и больше вооружения. Но и шасси, и двигатели на таких автомобилях должны быть более мощными. Использование современных материалов позволяет заметно уменьшить вес автомобиля (например, использование алюминия делает готовую машину вдвое легче), а это значит, что топлива ей потребуется меньше, и проходимость ее будет в разы лучше, и передвигаться она будет куда быстрее. А скорость при тушении пожара, как известно, играет очень большую роль».

Через сомнения – к успеху

К производству уникальной спецтехники основатели и сотрудники предприятия пришли не сразу. Изначально компания занималась тем, что продавала «чужую» технику, но вскоре стало очевидно, что им под силу наладить выпуск собственной продукции и не краснеть за качество поставляемых автомобилей. Конечно, наладить собственное производство было непросто, но в итоге руководство предприятия сделало все, чтобы обеспечить заводу преимущество перед конкурентами.

«Наш главный козырь – максимально эффективная оптимизация всех расходов»

«У нас нет чрезмерно раздутых штатов, - говорит Юрий Георгиевич. - При этом каждый сотрудник – не узкоспециализированный кадр, наученный выполнять одну определенную функцию, а универсальный работник, которому можно доверить широкий спектр задач».

На вопрос о том, случались ли за годы существования завода переломные моменты, способные кардинально изменить его жизнь или даже привести к закрытию предприятия, генеральный директор только улыбается: «У нас практически каждый год – такой переломный момент! Изменения в законодательстве, переход на электронную систему торгов или любое другое событие, означающее, что нам вновь придется менять налаженную систему, подстраиваться… Нет-нет да и закрадывается мысль: а может, проще вообще этим больше не заниматься? Но эта мысль быстро уходит, когда осознаешь, что на другой чаше весов – огромный пройденный путь и накопленный за годы работы опыт, множество разработанных моделей автомобилей и уникальные собственные технологии. Жалко просто отбросить это в никуда. Вот так и работаем».

Текст: Анастасия Голикова

Фото: Александр Губарев

Читайте также

© Центр кластерного развития Смоленской области

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение